Российские операторы научатся различать мобильный контент

Контентный рынок сотовой связи развивается быстрыми темпами. В рамках безлимитных тарифов абоненты всё больше предпочитают пользоваться не голосовой связью, а различными способами обмена данными. Тарифицируется передача данных сейчас одинаково, будь то скачивание видео, разговор по Skype, использование интернет-пейджера или электронной почты. Операторов такое положение дел не устраивает и они собираются брать оплату в зависимости от того, какой тип трафика использовал абонент.

Вице-президент компании МТС Михаил Шамолин заявил, что в настоящий момент компания проводит тендер на закупку биллинговой системы, которая будет различать виды контента и тарифицировать их по отдельности. Стоимость такой системы с учётом её установки и наладки составляет 10-20 млн долларов. По словам Шамолина, рынок голосовых услуг мобильной связи достиг потолка и рост прибыли операторов осуществляется в основном за счет передачи данных. Тарификация всех данных одинаково, по мегабайтам, может привести к тому, что операторы могут «упустить рынок».

Точных данных о рентабельности с разделением по видам услуг не раскрывает ни один оператор, но очевидно, что доля передачи данных (а не голоса) в прибыли растёт гораздо медленнее, чем распространяется эта услуга. К примеру, доля доходов от передачи данных в прибыли МТС в 2008 г. выросла до 3,3%, в 2009 г. – до 4,9%. А трафик данных у Мегафона, по информации компании, вырос за 2009 год в 5,5 раз. Согласно данным Comnews Research, интернет-трафик в российских сетях сотовой связи вырос с 2007 по 2009 г. в 5,3 раза, тогда как доходы операторов от мобильного Интернета показали рост всего втрое: с 13,5 млрд до 41,6 млрд руб. Прогноз компании J'son & Partners на 2013 год отмечает ту же тенденцию – количество активных пользователей мобильного Интернета в России вырастет в 12 раз, тогда как доходы операторов от мобильного Интернета поднимутся только в четыре раза.

Активный рост трафика, по мнению представителя агентства iKS-Сonsulting Константина Анкилова, несёт в себе риск превращения операторов в посредника, предоставляющего «транспортную сеть», зарабатывать на которой будут другие. Кроме этого, существует опасность замещения голосового трафика IP-телефонией. Сейчас минута разговора по Skype с мобильного устройства стоит, по словам Анкилова, 0,5 до 2 рублей, тогда как звонки, к примеру, в Европу стоят от 30 до 45 рублей. Выбор абонентов очевиден. При разговоре по Skype абонент оплачивает сейчас только интернет-доступ, а введение системы, различающий трафик, позволит оператору «выровнять» цены. Кстати, в Skype считают дополнительные наценки на свой трафик «недобросовестной практикой по отношению к разработчикам приложений и потребителям» – именно так высказался директор по развитию Skype в России и Восточной Европе Радж Пател.

Биллинговые системы, различающие трафик, уже действуют у других операторов «большой тройки»: «Мегафон» применяет разное тарифицирование трафика данных для использования «Яндекс.карт», Skype, торрент-трекеров и социальных сетей. «Вымпелком» тарифицирует трафик в зависимости от IP-адресов (к примеру, при доступе на сайт Facebook).