Интервью на тему построения сети мобильной связи Ростелеком

«Ростелеком» намерен в ближайшее время начать разворачивать «ковровое» покрытие территории РФ мультистандартными сетями мобильной связи.

Развитие мобильного бизнеса является одним из ключевых направлений стратегии «Ростелекома». В частности, принято решение к 2015 году обеспечить возможность пользования услугами мобильной связи во всех регионах России. Для достижения целей, поставленных Советом директоров компании в сфере беспроводных технологий, требуется сформировать компетентную и амбициозную команду. О том, как будет развиваться мобильная связь «Ростелекома», рассказывает исполнительный директор — директор по управлению и развитию беспроводных сетей связи ОАО «Ростелеком», генеральный директор «Скай Линк» Владислав ШВАЙБОВИЧ.

— Владислав Анатольевич, какие первоочередные задачи в области развития мобильной связи стоят перед компанией?

— Для достижения стратегической цели построения национального универсального оператора связи нам необходимо развернуть мобильный бизнес «Ростелекома» в федеральном масштабе, объединив операционные и лицензионные ресурсы активов «Ростелекома», «Связьинвеста»и «Скай Линк», а также используя синергию технологий. Предстоит развивать сети беспроводного доступа во всех регионах России, обеспечив единое роуминговое пространство под брендом «Ростелеком». При этом стадии развития мобильного и фиксированного сегментов компании на данном этапе различны. Для развитого фиксированного сегмента реализуется стратегия удержания рыночных позиций, последующего эволюционного прироста и максимизации прибыли, а для беспроводной связи мы исходим из стратегии динамичного захвата рынка. Когда этот процесс будет завершен, мобильный и фиксированный бизнесы органично интегрируются.

— Означает ли это, что «Ростелеком» собирается потеснить одного из операторов «большой тройки»?

— У нас абсолютно другая задача: не догонять по доле рынка, а создать к моменту наступления эры 4G собственную инфраструктуру, имеющую преимущества за счёт синергии технологий. Нам нужно привлекать мобильных клиентов, которые затем будут драйвером потребления конвергентных продуктов. Другими словами, мобильный бизнес будет служить серьёзным инструментом для вывода «Ростелекома» на лидирующие позиции в качестве универсального оператора.

— Первые шаги на пути к этой цели уже сделаны?

— Когда бизнес развивается в масштабах корпорации, главным гарантом получения долгосрочной прибыли является не потенциал рынков, а архитектура управления. Сейчас мы создаём модель управления мобильным активом. Для того чтобы развивать бизнес в федеральном масштабе, нам необходимо сформировать в рамках мобильного сегмента единый управленческий контур и интегрировать в него дочерний бизнес «Ростелекома» и «Скай Линк». Для этого предполагается заключение договора на операционное управление группой «Скай Линк». В структуре «Ростелекома» организована дирекция беспроводных активов (ДБА) для обеспечения управления и развития мобильного сегмента. В соответствии со стратегией руководство компании решило сосредоточить компетенции и ответственность за рыночные и финансовые показатели беспроводных активов в одном месте. Мы нацелены создать простой и понятный управленческий формат, который необходим для быстроты принятия решений в целях развития важного направления деятельности «Ростелекома». Большое значение мы придаем синергии во взаимодействии с фиксированным сегментом бизнеса компании. Строительство сетей будет осуществляться общими силами с использованием существующей инфраструктуры. В тех функциях, где возможно, мы будем выстраивать внутренний аутсорсинг. Например, в области HR, правовых и технических вопросов. В остальном структура управления мобильным сегментом не будет отличаться от фиксированного. То же разделение на три уровня управления (корпоративный, макрорегиональный и региональный), точное соответствие географическим границам кластеров управления в фиксированной и мобильной связи. Это делается для того, чтобы через 2,5—3 года можно было технично и безболезненно закончить интеграцию мобильного бизнеса в общую структуру универсального оператора связи. Одновременно происходит и формирование продуктовой стратегии.

— Можно немного подробнее про продуктовую стратегию?

— При создании мобильного сегмента учитывается, что в дальнейшем услуги мобильной связи станут частью интегрированных услуг компании. Уже сейчас при формировании продуктовой линейки создаются пакеты предложений, включающие в себя мобильную составляющую. Примером возможностей конвергентных услуг могут служить пакетные предложения, которыми пользуются наши клиенты на Урале. Уральский Utel успешно интегрирует бизнес мобильной и фиксированной связи, а пользователи получают голосовые и неголосовые продукты в рамках одного контракта. К подобной интеграции услуг компания и стремится.

— На базе каких ресурсов будет построен мобильный бизнес «Ростелекома»? Многое ли придется начинать с нуля?

— Если отметить на карте России зоны сосредоточения технологических активов «Ростелекома» и «Скай Линк», то мы увидим «лоскутное одеяло» из стандартов CDMA, GSM, UMTS, LTE. Объединив эти географически пересекающиеся фрагменты, мы получим «ковровое» покрытие для мобильного доступа практически по всей территории России, возможность синергии технологий и единое роуминговое пространство по стране.

— Верно ли, что мобильный продукт компании будет один и тот же по всей стране?

— Нет, стратегия выхода в регионы с услугами мобильной связи будет разная. В тех регионах, где прежде «Ростелеком»не имел сильной позиции, компания будет предлагать простые, информативно ясные продукты. Это будет два-три продукта в портфеле, они будут дополнять друг друга и ни в коем случае не конкурировать между собой. Совершенно иная картина будет наблюдаться в тех регионах, где «Ростелеком» уже имеет развитую абонентскую базу, развитую структуру и подготовленный персонал. Я говорю о зонах работы компаний АКОС, Utel, «Байкалвестком», «Енисейтелеком», НСС и др. — в общей сложности это порядка 30 регионов. На этих рынках в рамках презентации нового бренда компания будет предлагать пакетные услуги, расширяющие привычный спектр сервисов.

— Расскажите о долгосрочных планах развития сети и персонала.

— Разрабатывая долгосрочную стратегию развития рынка мобильного доступа, компания исходит из следующих критериев. Во-первых, «Ростелеком» предпочитает не арендовать мощности у других операторов, а строить свою собственную сеть. Во-вторых, такие инновационные технологии, как, например, LTE, в России, да и во всем мире, получат значительную долю на рынке. И «Ростелеком» как компания национального масштаба, разумеется, не останется в стороне. Напомню, что LTE — это такая технология, основой успешного продвижения которой является качество, определяемое двумя связанными между собой параметрами: наличие покрытия и емкости сети, а также скорость. В рамках развертывания сети мы будем строить сеть LTE-ready, которую после получения соответствующих разрешений можно быстро модернизировать под 4G. Я уверен, что мобильный сегмент «Ростелекома» будет наиболее быстро развивающимся не только для самой компании, но и для рынка в целом. Мы надеемся, что темпы роста нашего мобильного бизнеса будут опережать темпы роста этого сегмента рынка. Чтобы обеспечить этот рост, разрабатывается специальная политика развития персонала, которая предполагает значительный качественный рост кадрового состава, опережающий рост отрасли. Разумеется, основой этого ресурса станут сотрудники «Ростелекома» и «Скай Линк». Думаю, что развитие мобильного сегмента даст новые возможности и для профессионального роста наших сотрудников, особенно в регионах.

— Владислав Анатольевич, решить эти задачи можно только с сильной командой...

— На мой взгляд, у нас образовывается очень мощная команда профессионалов, объединённых общей системой ценностей. Наш проект — беспрецедентный на данный момент по своим масштабам в России. И поэтому он привлекает людей, для которых жизненный вызов и команда — имена собственные. Выстраивая бизнес, мы внутри команды формируем философию, выходящую за рамки стремления к прибыли. Только в этом случае возможно осуществить реализацию такого проекта.

Беседу вёл
Дмитрий Виноградов
ответственный редактор
газеты «Вестник Ростелекома» 

Комментарии

Планов громадьё... Видать стационарные телефоны не кто не ставит.